МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
ШЕЛЕХОВСКОГО РАЙОНА "ДЕТСКИЙ САД №15 "РАДУГА"

           Пятница, 19.04.2024, 09:26                                                                                                                                                   Вы вошли как Гость | Группа "Гости"

Развитие мелкой моторики

                                                                 Чубакова Л.П.

 

В настоящее время в связи с ухудшением экологической обстановки, с низким уровнем социально-экономического положения отмечается рост числа детей с общим недоразвитием речи. Все большее количество детей поступает на обучение в специальные дошкольные учреждения с отклонениями в речи. Эти отклонения находят свое выражение в ослабленности организма, в аномальном развитии двигательной сферы (развитие основных движений, элементов двигательных актов, слабой моторики), становление которых неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками.

Одной из главных причин, затрудняющих формирование двигательных умений и навыков у детей с общим недоразвитием речи является нарушение общей и мелкой моторики в частности.

Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Учеными доказано, что движения рук, в особенности пальцев, стимулируют кору головного мозга, оказывают большое воздействие на мышечную составляющую речи, активизируют ее. Следовательно, для того, чтобы исправить речевое нарушение, нужно вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики. Такая работа ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь, и способствуют устранению дефектов речи.

В книге «Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка» автор С. Шанина пишет: «Для того, чтобы определить уровень развития мелкой моторики, можно попросить ребенка показать один, два, затем три пальца. При этом нужно показать, как это делать, а он должен повторить». Таким образом я решила проверить уровень развития мелкой моторики у детей своей группы. Каково же было мое изумление, когда из 24 детей один палец смогли показать только 6 детей, два пальца - 2 ребенка, а три пальца - не смог показать ни один ребенок! Это означало, что у моих детей очень плохо развита мелкая моторика рук, следовательно отсюда и проблемы с речевым развитием.

В работе над мелкой моторикой логопеды используют специальные упражнения. Эти упражнения делятся на расслабляющие, динамические и статистические.

Расслабляющие упражнения способствуют нормализации мышечного тонуса.

Динамические напрвлены на развитие подвижности пальцев.

Статистические упражнения помогают ребенку удерживать пальцы в определенном положении.

Здесь важно помнить, что мало заставить ребенка выполнить упражнение, нужно, чтобы оно было ему интересно и непременно подкреплено речевым материалом.

Мною сделаны карточки «Массаж пальцев и ладоней» - это расслабляющие упражнения.

Карточки «Упражнения на развитие подвижности, силы и гибкости пальцев» - это динамические упражнения. И третий вид карточек, где присутствуют и расслабляющие, и динамические, и статистические упражнения: «Пальчиковая гимнастика», «Потешки на ладошке».

Пальчиковые игры помогают детям совладать со своими не всегда послушными пальчиками, развить координацию и точность движения рук, а значит, подготовиться к предстоящему обучению письму. Складывая фигурки из пальчиков, дети с удовольствием отгадывают загадки, запоминают веселые стихи и повторяют их. Играя с пальчиками, дети узнают много нового об окружающем мире, знакомятся с русским фольклором и, конечно же, расширяют свой словарный запас.

Кроме пальчиковых игр и упражнений можно использовать игры на развитие мелкой моторики: «Пальчики шагают», «Спичечные картинки», «Сложи из спичек», « Обведи по контуру», «Золушка», «Выложи из спичек», «Графические упражнения», «Выложи из ниток»,«Дидактические коврики».

Способствует развитию мелких мышц кисти руки, учит ребенка работать кончиками пальцев, делать их более гибкими и чувствительными такой вид деятельности как лепка. Важно учить ребенка раскатывать, скатывать, расплющивать, вытягивать, оттягивать, сгибать, присоединять. Чтобы ребенку было интересно, можно превратить обучение в игру.

Конструирование не только способствует развитию подвижности и ловкости пальцев рук. Во время игры развиваются творческие и мыслительные способности. Полезно делать поделки из фольги, проволоки, природного материала, из бумаги.

Для детей от 3 лет можно рекомендовать ещё один вид конструирования - выкладывание из счётных палочек или спичек.

Работать со спичками интереснее и полезнее, чем с палочками, т.к. их можно разломать, чтобы добавить мелкие детали. Спички меньше по размеру, и работа с ними требует аккуратности.

В более старшем возрасте из спичек можно выкладывать цифры, буквы, затем решать головоломки.

Специальные графические упражнения также способствуют развитию мелкой моторики. Заниматься можно уже с малышами от 3 лет.

Детям 5-6 лет они необходимы, т.к. являются переходным этапом от рисования к письму.

Графические упражнения целесообразно начинать с проведения карандашом прямых горизонтальных линий, ограниченных шириной дорожки:

«Накорми зверушек». «Не сбейся с пути».

Следующий вид графической работы - это обводка. Для начала можно обводить фигурки от дидактических игр: «Рамки - вкладыши». Другой вид обводки - это обведение уже готовых рисунков по намеченным точкам и линиям. Работа эта трудная и кропотливая, но когда ребёнок увидит, что тусклый, невыразительный рисунок превращается в яркую картину, у детей появляется интерес и желание потрудиться.

Очень эффективный приём для развития мелкой моторики -ниткография. Это выкладывание с помощью толстой нити контурного изображения предметов, т.е. рисование с помощью нити. Ребёнок может работать по образцу или по собственному замыслу, развивая творческие способности.